ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]-1301/2016 от 12.05.2016 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2016 г. город Бузулук

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Соломиной Л.А., при секретаре Савельевой Г.Е., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации г.Бузулука Оренбургской области о возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет изменений в объекте недвижимости в назначении жилого дома, выдать решение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения и акт приемочной комиссии по переустройству и перепланировке жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации г.Бузулука Оренбургской области, ФИО2 о возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет изменений в объекте недвижимости в назначении жилого дома, выдать решение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения и акт приемочной комиссии по переустройству и перепланировке жилого помещения. Указала, что по решению Бузулукского районного суда от ** ** ****. произведен раздел жилого <адрес> на две квартиры и раздел земельного участка на два отдельных участка между ней и ФИО2 Ей в собственность передана <адрес> этом доме, площадь. <данные изъяты>. Она хотела зарегистрировать свое право собственности на квартиру в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, но до этого было необходимо внести изменения в государственный кадастр недвижимости. Она обратилась в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> для осуществления государственного кадастрового учета изменений

объекта недвижимости( изменить назначение с индивидуального жилого дома на многоквартирный жилой дом), представив все необходимые документы. Решением от ** ** ****. ей было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, т.к. с заявлением должны обращаться все участники долевой собственности, и не был предоставлен документ об изменении назначения объекта недвижимости с администрации <адрес> в виде решения о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения и акта приемочной комиссии по переустройству и перепланировке жилого помещения. С заявлением о выдаче вышеуказанных документов она через представителя обращалась в Управление градообразования и капитального строительства <адрес>, ** ** ****. получила отказ по причине отсутствия заявления всех участников долевой собственности объекта недвижимости. Другой собственник объекта ФИО2 с соответствующими заявлениями об учете изменений объекта недвижимости не обращался и не намерен обращаться.

В ходе рассмотрения дела истец изменяла исковые требования, исключив ФИО2 из числа ответчиков, окончательно просила суд обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» произвести государственный кадастровый учет изменений в объекте недвижимости в назначении жилого дома, обязать администрацию г.Бузулука выдать решение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения и акт приемочной комиссии по переустройству и перепланировке жилого помещения.

Определением суда от ** ** ****., вынесенным в протокольной форме, ФИО2 привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО3 исковые требования поддержали. Пояснили, что раздел дома произведен судом на основании заключения эксперта-строителя, ими составлена проектная документация на раздел дома на два жилых помещения, реконструкция дома произведена фактически и соответствует этим документам, после чего составлен технический план <адрес>, площадь квартиры и ее план соответствуют решению суда, что подтверждается заключением ООО «Проект Холдинг».

Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Представитель администрации г.Бузулука в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В письменном отзыве изложена позиция об отказе в иске.

Третье лицо ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылался на то, что приемка в эксплуатацию квартир после реконструкции не производилась, специалисты их не осматривали. Без заключения специалистов о безопасности реконструкции дома возражает против постановки дома как многоквартирного на кадастровый учет и против выдачи акта на ввод в эксплуатацию. От не составлял технический план на свою <адрес> не обращался в администрацию города и кадастровую палату.

Выслушав истца, представителя истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Решением Бузулукского районного суда от ** ** ****., вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования ФИО1 к ФИО2 о разделе в натуре жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу <адрес>. Квартира площадью <данные изъяты>. передана в собственность ФИО1, <адрес> площадью <данные изъяты> передана в собственность ФИО2 с соответствующим указанием о площади и месторасположения помещений, являющихся составляющими частями квартир. Разделен в натуре земельный участок общей площадью <данные изъяты>. Право собственности ФИО4 на земельный участок для размещения домов индивидуальной жилой застройки площадь. <данные изъяты>. по <адрес> зарегистрировано на основании названного решения суда ** ** ****. При разделе в натуре домовладения суд воспользовался результатами судебной экспертизы. После вынесения решения суда истцом в ** ** **** была оформлена проектная документация раздела жилого дома на две квартиры.

Технический план <адрес> г.<адрес>ю <данные изъяты> составлен кадастровым инженером ** ** ****.

** ** ****. вынесено Постановление администрации <адрес> по обращению ФИО1 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства <данные изъяты> адрес объекта <адрес> – «Малоэтажные многоквартирные дома»и отказано в изменении разрешенного вида земельного участка на «земельные участки, предназначенных для размещения малоэтажных многоквартирных домов».

Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ** ** **** отказано в учете изменений объекта недвижимости жилого <адрес> по заявлению представителя ФИО1 по доверенности ФИО5 на том основании, что в доверенности на представителя не было полномочия на внесение изменений в государственный кадастровый учет, не было указано сведений о втором собственнике недвижимости, не были представлены необходимые документы, предусмотренные ст.27 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Решением Управления градообразования и капитального строительства <адрес> от ** ** ****. ФИО1 отказано в присвоении адреса многоквартирному дому по <адрес> в связи с отсутствием акта приемочной комиссии при переустройстве и перепланировке помещения.

Управлением градообразования и капитального строительства <адрес>** ** ****. было выдано уведомление представителю ФИО1 об отказе в приеме заявления и выдаче документов о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения по <адрес> по причине отсутствия документов, указанных в п.2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения".

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктами 5, 6 части 1 и пунктом 5.1 части 2 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение; кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу пункта 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре в состав необходимых для кадастрового учета документов входит технический паспорт на объект или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Статья 41 этого же Закона определяет, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

По смыслу пунктов 4 - 7 статьи 25 Закона о кадастре, все помещения в многоквартирном доме учитываются в его составе. Осуществление кадастрового учета отдельных помещений допускается законодательством, однако не выводит эти помещения из состава помещений многоквартирного жилого дома и не влечет изменения его характеристик как объекта кадастрового учета. В свою очередь реконструкция помещений в многоквартирном жилом доме, в результате которой увеличивается площадь или иные подлежащие учету характеристики, влечет изменение кадастровых характеристик всего дома.

Судом первой инстанции установлено, что решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, выданное уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> и акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в соответствии с техническим планом для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости не предоставлялись.

Как усматривается из материалов дела, в нарушение указанных правовых норм истцом не представлено каких-либо доказательств того, что реконструкция помещения произведена ей в соответствии с разрешительной и иной документацией на реконструкцию, полученной в установленном законом порядке, с соблюдением строительных норм и правил, не нарушает прав и законных интересов, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что она обращалось в компетентные органы с целью выдачи ей соответствующего разрешения.

Ссылка истца на то, что работы осуществлялись на основании проекта, составленного на основании экспертного заключения и решения суда, несостоятельна, поскольку проект, выполненный ООО «Центр проектирования» не является разрешающим документом.

В ходе рассмотрения дела истцом представлено суду заключение ООО «Проект Холдинг» по результатам обследования <адрес> жилого здания по адресу <адрес>, из которого усматривается, что планировка <адрес> жилого здания не противоречит решению суда от ** ** ****.

Согласно пункту 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Частью 3 статьи 20 Закона о кадастре недвижимости определен круг лиц, имеющих право обратиться с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, к которому отнесены собственники таких объектов или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Состав необходимых для осуществления кадастрового учета документов, которые предоставляются заявителем вместе с заявлением, определен статьей 22 Закона о кадастре недвижимости. К таким документам относится, в частности технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости); копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об адресе объекта недвижимости), запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области произвести государственный кадастровый учет изменений в объекте недвижимости в назначении жилого дома истца с индивидуального на многоквартирный основан на законе. На момент рассмотрения дела не имеется надлежащих доказательств, подтверждающих, что реконструкция помещения произведена истцом в соответствии с разрешительной и иной документацией на реконструкцию, полученной в установленном законом порядке, с соблюдением строительных норм и правил, не нарушает прав и законных интересов, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому суд не может возложить на ответчика обязанность произвести государственный кадастровый учет таких изменений.

Пунктом 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", утвержденного Постановлением администрации г.Бузулука №411 от 30.03.2012г. предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащий представлению заявителем. Истцом не представлены суду копия заявления при обращении за оказанием муниципальной услуги с указанием перечня приобщенных документов, суд не может сделать вывод о законности отказа в приеме документов, тем более что отказ не оспаривался судом. Без наличия необходимых документов суд не может обязать администрацию города выдать решение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения и акт приемочной комиссии по переустройству и перепланировке жилого помещения.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации г.Бузулука Оренбургской области о возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет изменений в объекте недвижимости в назначении жилого дома, выдать решение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения и акт приемочной комиссии по переустройству и перепланировке жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Л.А. Соломина

Решение в окончательной форме вынесено ** ** ****

Подлинник решения находится в деле в производстве Бузулукского районного суда